Итак, как-то в одно время потихоньку на нашем предприятии (фирма очень бедная, как и большинство ТЕПЛОЕНЕРГО в Украине) начали выходить из строя, т.е. выгорать "по горячей стороне", импульсные БП, которые в последствии были заменены. Пришлось сообразить, т.е. сделать 6шт. источников питания для питания некоторых приборов (имеют отношение к метрологии , КИПиА). Требования к ним были такими: 1) стабилизированное питание датчика - 20:28В/0.1А 2) стабилизированное питание самого прибора - 10:14В/0.2А 3) гальваническая развязка между каналами питания 4) резервное питание прибора (датчика нет) от АКБ 12В (дальше перечислять не буду) Решил велосипед не изобретать, а использовать уже наработанные схемные решения, тем более надо было чтобы получилось дешево и качественно. Да и как-то сильно не заморачивался с выбором схемотехники - в голове сами по себе вырисовывались примеры реализации БП. Ну вот и вся история, а теперь - к делу. Схема устройства:
Как видно из схемы, БП состоит из двух независимых каналов 24В и 12В, построенных на "кренках". По 12В к LM7812 установлен диод VD5, что поднимает напряжение до 12.7В для компенсации падения на VD12. Больше по стабилизаторам нечего сказать, так как это общеизвестная схемотехника и описана в любом справочнике и, конечно, все это есть в "Обучалке". Для обеспечения бесперебойного питания используется аккумуляторная батарея (в моем случае - это "GEMBIRD 12V4.5A"). Схема, показанная на рисунке, исключает повреждение аккумуляторов из-за получения ими избыточного заряда. Она автоматически отключает процесс заряда при повышении напряжения на элементах выше допустимой величины и состоит из стабилизатора тока на транзисторе VT3, усилителя VT2, детектора уровня напряжения на VT1 . Индикатором процесса заряда является свечение светодиода VD4, который при его окончании гаснет. Настройку устройства начинаем со стабилизатора тока. Для этого временно замыкаем вывод базы транзистора VT3 на общий провод, а вместо аккумуляторов подключаем эквивалентную нагрузку с миллиамперметром 0...500 мА. Контролируя прибором ток в нагрузке, подбором резистора R3 устанавливаем номинальный ток заряда для конкретного типа аккумуляторов. Вторым этапом настройки является установка уровня ограничения выходного напряжения с помощью подстроечного резистора R4. Для этого, контролируя напряжение на нагрузке, увеличиваем сопротивление нагрузки до момента появления максимально допустимого напряжения (13.8 В для АКБ 12В/4.5А). Резистором R5 добиваемся отключения тока в нагрузке (погаснет светодиод). Трансформатор подойдет любой малогабаритный с напряжением на вторичных обмотках 15...18 В; для 24В-го канала - 25..28В. Транзистор VT3 крепится к теплорассеивающей пластине. Для удобства настройки в качестве R4 желательно использовать многооборотный резистор типа СП5-2 или аналогичный, остальные резисторы подойдут любого типа. Для осуществления резервного питания по 12В от АКБ используются цепи схемы на элементах VD7, VT4, VT5 и реле (импортное 12В) с одной группой контактов переключения. При наличии сетевого питания, а значит и +U на конденсаторах С4, С5, транзистор VT4 открыт и реле обесточено, через замкнутые контакты происходит заряд АКБ. При пропадании напряжения в сети транзистор VT4 закрывается, VT5 открывается и срабатывает реле, своими контактами подключая "+" АКБ через VD11 к нагрузке. Теперь немного об использованных деталях: - диоды - любые. Исходя из токов и напряжений, я применил самые дешевые импортные 1N4007; - транзисторы VT1, VT2, VT4 - КТ3102, можно КТ315 или импортные аналоги. - транзистор VT3 можно применить КТ814 или КТ816 - зависит от емкости АКБ и тока, которым будет заряжаться; Печатная плата:
Печатная плата. Впаял "релюху", потом вспомнил, что надо для истории сфотографировать. Дорожки не залуживал т.к. сам текстолит оказался плохого качества - отслаивались дорожки даже при минимальной температуре паяльника. После пайки покрыл всю плату лаком. Теперь немного в фотографиях. Процесс изготовления: